Выставка иллюстраций «Пропавшая и обретенная «Княжна Мери» | Антикварный центр на Садовом
  • Главная
  • События
  • Выставка иллюстраций «Пропавшая и обретенная «Княжна Мери»

Выставка иллюстраций «Пропавшая и обретенная «Княжна Мери»

By on 28.01.2020 0 2016 Views

Михаил Зичи. Пропавшая и обретенная «Княжна Мери»

22 ноября в «Антикварном центре на Садовом» открылась выставка иллюстраций Михаила Зичи «Пропавшая и обретенная «Княжна Мери». Более столетия уникальные работы считались утраченными. Но — как оказалось — сохранились вместе с материалами семейного архива художника. Его стоимость — по оценке экспертов — от 10 до 15 миллионов рублей.

Шестьдесят три крупноформатных листа — обложка, титульный лист и великолепные иллюстрации (на многих из них — вручную, каллиграфическим почерком, написан лермонтовский текст) — безусловная редкость музейного уровня и сенсация среди коллекционеров. Оригиналы рисунков придворного художника российских императоров редко встречаются на антикварном рынке.

Михаил Александрович Зичи (1827-1906) — знаменитый художник венгерского происхождения, служивший при дворе трех русских императоров — Александра II, Александра III и Николая II. Почти полвека он являлся официальным художественным хроникером Зимнего дворца, писал портреты августейших особ, коронационные торжества, приемы, визиты иностранных делегаций, императорские охоты.

Настоящий self-made man, биография которого — готовый сюжет исторического фильма, — отпрыск венгерского дворянского рода, знатного, но обедневшего, вопреки воле родителей мечтавший о кистях и красках и в погоне за этой мечтой сбежавший в Вену, был замечен великой княгиней Еленой Павловной и приглашен в далекую Россию — преподавать рисование великой княжне Елизавете Михайловне, ее дочери.

В Санкт-Петербурге дела Зичи сначала пошли в гору — появились денежные заказы и уроки в аристократических семьях. Но «музыка играла недолго». Что стало причиной опалы — смерть покровительствовавшего ему великого князя Михаила Павловича, слухи о романе с ученицей-княжной, резкие суждения молодого человека о подавлении венгерского восстания 1848 года, дошедшие до императора — достоверно неизвестно, однако, с начала 1850-х годов Зичи, лишенный заказов и близости ко двору, вынужден все начинать с нуля. Около десяти лет он трудился ретушером в петербургской фотомастерской Венингера, все свободное от этой рутинной работы время посвящая живописи.

Удача к венгерскому подданному вернулась после воцарения императора Александра II. В 1856 году Зичи пригласили на коронационные торжества. Воспрянувший духом художник выполнил цикл блестящих акварелей, за которые два года спустя был удостоен звания академика акварельной живописи. А уже в следующем, 1859-м, Михаил Зичи назначен придворным живописцем — официальным художественным хроникером Зимнего дворца. Особым успехом у современников пользовались его «императорские охоты».

Впрочем, творческие интересы Зичи не исчерпывались «придворными сюжетами». Более двадцати лет художник посвятил работе с произведениями Михаила Лермонтова. «С тех пор, как я научился русским складам, — вспоминал Зичи, — творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта». Первым произведением, к которому обратился художник, стала поэма «Демон», впервые изданная в России в 1860-м году. Именно этим годом датированы самые первые эскизы. А в 1881 году, при содействии издателя Адольфа Маркса, Зичи отправился на Кавказ, посетив лермонтовские места и сделав множество пейзажных и архитектурных зарисовок. Результатом стали новые циклы иллюстраций — к «Демону» и «Герою нашего времени». Максимальное внимание художник уделил самой крупной части романа — «Княжне Мери».

«Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его описания весьма даже неживописных местностей, а также и строений, где, по его рассказу, как бы происходил роман «Княжны Мери» <...> точность подобного описания была заранее предусмотрена и преследуема Лермонтовым, как средство для достижения наибольшего впечатления и уверения в правдоподобности его рассказа… рисунки мои не есть, что либо выдуманное и фантастическое, а, так сказать, точная копия с описанных оригиналов».

Часть иллюстраций к «Княжне Мэри» Зичи подарил лермонтовскому музею в Пятигорске, а судьба другой части больше века оставалась неизвестной. Революции, мировые войны, архив, разделенный между странами, трагический бег реки времен, уносящей «в своем стремленьи все дела людей» — все это практически не оставляло надежды вновь увидеть «Княжну Мери».

В фундаментальной «Лермонтовской энциклопедии» можно прочесть сухие и грустные строки: «Из серии крупноплановых илл. к «Герою…» в оригиналах сохранились только илл. «Бэла у источника», «Смерть Бэлы» и «Княжна Мери, сидящая на постели», отличающиеся мастерством и эффектностью композиции. Остальные оригиналы илл. к роману до нас не дошли и известны только по воспроизведению и фотографиям»…

Но чудеса случаются!

«Обретенные» иллюстрации Михаила Зичи ждут своего зрителя.

Выставка продлится с 22 по 30 ноября по адресу Садовая-Кудринская, 25.