Аукцион года в «Антиквариуме» | Антикварный центр на Садовом

Аукцион года в «Антиквариуме»

By on 28.01.2020 0 2608 Views

Аукцион года в «Антиквариуме»

В последнюю субботу осени, 30 ноября, «Антиквариум» проведет большие очные торги, которые, благодаря поистине феноменальной коллекции, можно смело назвать аукционом года. В каталог вошли:

— русские иконы XVI-XIX веков;

— архив «художника трех императоров» Михаила Зичи со считавшимися утраченными иллюстрациями к лермонтовской «Княжне Мэри»;

— «Рассуждение…» Петра Шафирова (1722), «Атлас всего Балтийского моря» (1757), «Путешествие в Хиву» (с атласом!) Николая Муравьева (1822), «Военная галерея Зимнего дворца» (1845-1849), «История и памятники византийской эмали» (1892) и многие другие библиофильские уники;

— первые публикации Дениса Фонвизина, Василия Капниста, Александра Пушкина;

— предметы декоративно-прикладного искусства;

— живопись и графика Леонида Соломаткина, Василия Поленова, Максимилиана Волошина, Сергея Чехонина, Альберта, Александра и Николая Бенуа, Евгения Лансере, Алексея Пахомова, Евгения Кропивницкого, Михаила Шемякина, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева;

— автографы Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Александра Кушнера, Евгения Рейна, оригинал-макет неопубликованного альманаха «Митьки-Мулета»;

— плакаты эпохи Гражданской войны;

И другие, заслуживающие самого пристального внимания, предметы. Торги пройдут в выставочном зале «Антикварного центра» (Садовая-Кудринская,25) в 16-00.

Каталог открывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец», созданная в северных новгородских землях в первой половине XVI века. Отметим яркий образец фряжского письма — образ Нила Столобенского (вторая половина XVIII столетия), а также иконы св.Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, св.Ефросиньи (все — XIX в.) в потрясающих ювелирных окладах.

Несомненный топ-лот торгов — архив венгерского художника Михаила Зичи (1827-1906), без малого полвека трудившегося при дворе русских императоров. Изюминка уникальной коллекции — иллюстрации (63 листа!)

Зичи к «Княжне Мэри» любимого им Михаила Лермонтова, считавшиеся утраченными.

Значительную часть каталога занимают редкие и ценные книги XVIII-XX веков. «Разсуждение какие законные причины его величество (…) к начатию войны против короля Карола 12 (…) имел…» (1722) вице-канцлера Петра Шафирова, написанное при ближайшем участии Петра I, считается первой отечественной книгой по международному праву. «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» (1827-1843) Ивана Голикова — монументальный труд с большим числом опубликованных архивных документов и писем «великого плотника». Шеститомная «Военная галерея Зимнего дворца» (1845-1849), включающая гравированные портреты и биографии полководцев Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, по праву считается одним из лучших иллюстрированных изданий XIX века. Богат выбор книжных редкостей, посвященных географии и путешествиям: «Атлас всего Балтийского моря…» (1757) Алексея Нагаева, «Сибирская история» Иоганна Фишера (1774), «Народы России» (1812-1813) Карла Рехберга, «Путешествие в Туркмению и Хиву» (в комплекте с редчайшим «Атласом»!) Николая Муравьева (1822), «Панорама Санктпетербурга» Александра Башуцкого (1834). Представлено первое издание комедии Василия Капниста «Ябеда» (1798), практически сразу после выхода арестованное цензурой. Первые публикации стихотворений Александра Пушкина в журналах «Вестник Европы» (1814) и «Соревнователь просвещения и благотворения» (1819). Полиграфический шедевр и, возможно, самая дорогая книга в истории отечественного книгопечатания — «История и памятники византийской эмали: Из собрания А.В Звенигородского» (1892). Наш экземпляр — с редко встречающейся закладкой. В коллекции торгов — две книги великого князя Николая Михайловича. Одна из них, посвященная графу Павлу Строганову (1903), — с автографом августейшего историка.

Уникален архив адмирала Алексея Ивановича Полянского (1698-1664), его брата Александра (1721-1818) и племянника Александра (1774-1818). Он охватил насыщенный век отечественной истории — от времени Петра I до эпохи царствования Александра I. В архив вошли 15 исторических документов, многие из которых содержат инскрипты знаменитых исторических деятелей, в частности, Анны Иоанновны (3 автографа!), Екатерины II (5 автографов!), Христофора Миниха, Николая Головина, Михаила Голицына и др.

Аукционную коллекцию украсили живописные и графические работы Адольфа Гебенса, Леонида Соломаткина, Сергея Чехонина, Евгения Лансере, Альберта, Александра и Николая Бенуа. Особо отметим этюд

Василия Поленова (1890-е) и поэтичную «Лунную сонату» Максимилиана Волошина (1928) с дарственной надписью, предположительно адресованной Марине Новиковой-Принц. Представленные в каталоге произведения Алексея Пахомова — от «Трактора» (1920-е) до иллюстраций к книге Л.Н. Толстого «Филипок. Страницы из «Азбуки»» (1972) — ярко отражают творческий путь и эволюцию художественного языка этого крупнейшего художника.

В «Петербургской коллекции» — рукопись стихотворения Александра Кушнера «Когда я очень затоскую…», машинопись (с авторской правкой) посвященной памяти Анны Ахматовой «Ночи в Комарово» Евгения Рейна, машинопись стихотворения Иосифа Бродского, приуроченного к 95-ти летию Надежды Крамовой, с трогательной надписью нобелевского лауреата. Из собрания одноклассника Сергея Довлатова происходят детские письма, первые пробы пера, наконец, газеты «Ленинские искры» с публикациями «Сережи Мечика из 206-ой школы», будущего автора «Зоны» и «Компромисса».

По традиции, отдельный раздел посвящен «второй культуре» советского периода. Вошедшие в каталог артефакты можно рассматривать под углом поэтико-художественного диалога неофициальной Москвы и неофициального Ленинграда. Традиции столичного нонконформизма преломляются в работах Анатолия Зверева и его ученицы Надежды Сдельниковой, Евгения Кропивницкого, Владимира Яковлева, Вячеслава Сысоева. Большой коллекционный интерес представляет первый выпуск «М.А.Н.И.» (Московского Архива Неофициального Искусства) из собрания поэта Льва Рубинштейна. В нем собраны машинописи программных статей и фотографии художественных акций представителей московского концептуализма. Выставка «Под парашютом» в квартире поэта Константина Кузьминского (1974) — одно из знаковых событий жизнедеятельности ленинградского андеграунда. Именно на ней экспонировалась концептуальная книга поэта Аркадия Драгомощенко и фотографа Геннадия Приходько «Великое однообразие любви». Так и не опубликованный альманах «Митьки-Мулета» (1991-1992), оригинал-макет которого предстанет на торгах, стал, по словам редактора нереализованного проекта Александра Флоренского, «памятником митьковскому раздолбайству».

Каталог венчает эротический стринг с работами Степана Рожанковского, Олега Фронтинского и Виктора Тихомирова.